Управление товарным ассортиментом и складскими запасами при помощи ABC-XYZ анализа, часть 2

Продолжение про ABC-анализ, начало здесь

За основу предлагается взять стандартную схему деления товаров с помощью матрицы АВС-XYZ.

Методики проведения анализа АВС-XYZ широко освещаются в тематической литературе, на всевозможных форумах логистов, маркетологов и других специалистов, занятых в сфере продаж. Однако полученные на практике результаты зачастую ставят в тупик — и не остается ничего другого, кроме как экспериментировать, пытаясь приспособить данную методику к нуждам конкретной компании.

Результаты анализа могут существенно помочь при принятии многих управленческих решений:

  • на закупках и производстве каких товаров можно безболезненно экономить, уделяя им меньше внимания;
  • какая продукция требует неусыпного контроля;
  • во что следует вкладывать деньги в первую очередь;
  • как оптимально распределить товар на складе для минимизации траекторий движения при отгрузке;
  • и др.

По результатам первого этапа анализа (АВC) представляется возможным сделать следующие выводы:

  1. Выделить группы товаров, которые вносят максимальный вклад в формирование выручки (маржинального дохода или другого параметра исследования, который был выбран в качестве базы). Это группа товаров А.
  2. Группа товаров «середнячков», вносят определенный значительный вклад в формирование ассортимента, но не являются определяющими. Группа В.
  3. Выделить группу балластных товаров, вклад в оборот компании незначителен. Группа товаров С. Но торопиться исключать эти товары не стоит, они могут быть сопутствующими товарами к товарам из группы А, либо новинками, которые еще только начинают выходить на рынок.

Второй этап анализа (XYZ) позволяет анализировать и прогнозировать стабильность тех или иных бизнес-процессов (например, стабильность продаж отдельных видов товаров, предсказуемость рыночного поведения различных групп покупателей, колебания уровня потребления тех или иных ресурсов и т.п.).

Результатом XYZ анализа является группировка ресурсов по трем категориям:

  1. Категория X – группы товаров, характеризуются стабильной величиной потребления и высокими возможностями прогнозирования;
  2. Категория Y – группы товаров, характеризуются известными сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования.
  3. Категория Z – группы товаров с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая.

XYZ в сочетании с АВС – анализом – это выявление безусловных лидеров (группы АХ ) и аутсайдеров (С Z ). Всего при проведении совмещенного анализа получаем девять групп товаров:

ABC-XYZ анализ в прогнозировании

ABC-XYZ анализ в прогнозировании

АВС-анализ и XYZ -анализ превосходно дополняют друг друга. Если АВС-анализ позволяет оценить вклад каждой товарной позиции в структуру сбыта, то XYZ -анализ позволяет оценить скачки сбыта (его стабильность либо нестабильность).

Продолжение про общие принципы и типовые техники управления группами скоро будет.

Управление товарным ассортиментом и складскими запасами при помощи ABC-XYZ анализа, часть 2: 3 комментария

  1. Уведомление: ABC-XYZ анализ — общие принципы и типовые техники управления группами. Управление горячей группой товаров. | Букварь маркетинга

  2. Дмитрий

    Доброе утро\день\ночь! Занимаетесь ли Вы консалтингом? Если нет, то можете посоветовать консультанта по ассортиментной политике (стратегии)?!

  3. Майя Автор записи

    Консалтингом я не занимаюсь, могу посоветовать подумать об автоматизации процесса ABC анализа, а рекомендации что делать с каждой группой товаров проработать с группой заинтересованных участников на предприятии (маркетолог, закупщик, директор). Так будет эффективнее всего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Security Code: