Борьба за место под солнцем

«The Law of Win/Win says, Let’s not do it your way or my way; let’s do it the best way»

Greg Anderson

Цитата от Грегори Андерсона, американского инструктора по бейсболу и фитнесу. «Использование стратегии «выигрыш-выигрыш» («win-win») не означает: давай сделаем это по-моему, или по твоему; она призывает: давай сделаем это наилучшим образом».

Андерсон разработал серию тренировок, которые могли привести в кратчайшее время в форму самого неподготовленного и слабого человека. Под его руководством многие известные спортсмены добились прекрасной фигуры и пропорций.

Распространенное значение слова «конкуренция» — борьба, соперничество нескольких субъектов в достижении схожей цели.

Соперничество в бизнесе означает, что товары и услуги приобретаются у тех, кто, по мнению покупателей, предоставляет наибольшую ценность за наименьшие деньги. Поэтому конкуренция вознаграждает наиболее эффективных производителей и поставщиков.

Конкуренция – это стимул к совершенствованию. К примеру, на рынке работают два кондитера. Для увеличения продаж они будут стараться улучшить качество шоколадок, и по возможности назначить для них справедливую цену.

Или возьмем пример из природы. Когда крокодилы конкурируют за ограниченный объем воды во время засухи, тем самым обеспечивается воспроизведение наиболее жизнеспособного потомства. Хочется отметить, что в природе очень мало животных, которые в борьбе за существование пожирают себе подобных.

Интересно, что этимология слова «конкуренция» отнюдь не «борьба». Латинским корнем глагола «to compete» является «competere», что означает «искать вместе» или «бороться вместе».

Созидательная конкуренция

Созидательная конкуренция основана на поощрении взаимного выживания, в ней «выигрывают все». Конкурирующие стороны улучшают свою жизнь и соперничают в духе сотрудничества на основе мирного обмена, без ущерба другим.

Katherine Rawls, американская национальная чемпионка по плаванию и прыжкам в воду, 1932 год

Katherine Rawls, американская национальная чемпионка по плаванию и прыжкам в воду, 1932 год

Разрушительная конкуренция

Разрушительная конкуренция направлена на благо отдельного человека/группы/ организма путем повреждения или ликвидации всех противников. Здесь нет желания взаимного выживания, «победитель забирает все».

В противоположность кооперационной стратегии «win-win», в данной ситуации работает антагонистическая раскладка «zero sum», когда выигрыш первого игрока равен проигрышу второго. Соперники будут драться, а не делиться и не обсуждать. Разрушительная конкуренция рождает страх.

Тенденция нездоровой конкуренции может привести и нередко приводит к состоянию невроза. Оглянемся вокруг. Некоторые субъекты считают, что они должны конкурировать и побеждать любой ценой для сохранения собственного достоинства.

Одержимость выигрышем становится привычкой. Окружающее пространство воспринимается как поле битвы – беседы, переговоры, даже поход в театр. Кровь закипает, человек начинает торопиться, и реагировать на каждый мелкий сигнал. А вот на что действительно стоит обратить внимание, оказывается вне поля зрения.

Гипер-конкурентоспособные люди могут добиться успеха во многих областях жизни, это правда. Но в интимных межличностных отношениях часто они глубоко несчастны.

А может быть, продолжая аналогии из теории игр, можно попробовать относиться ко всему, как к игре? Жизнь – это игра, работа – это игра, бизнес – это игра. Как только мы начинаем «бороться за выживание» и гипертрофированно серьезно к чему-то относиться, почти всегда проигрываем…

Важно понять, что кругом не враги, и жизнь не боксерский ринг. Чем более мы уверены в себе и своих возможностях, тем меньше необходимости что-то кому-то доказывать. Мне нравится изначальное значение слова «конкуренция» — искать вместе и совершенствоваться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Security Code: